Профессиональная этика бухгалтера
СОДЕРЖАНИЕ:
- Основные положения кодекса этики бухгалтера
- Оптимальный, правильный подход в этическим принципам
- Способы решения этических конфликтов
- Потенциальные конфликты
Основные положения кодекса этики бухгалтера
Актуальный вариант бухгалтерского Кодекса этики утвержден протоколом № 6/23 совета президентов НП Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов 29.06.2023. Это свод базовых требований, которые обязаны соблюдать в профессиональной деятельности члены ИПБ. Важно не только выполнять требования работодателя/заказчика, но и не нарушать общественные интересы. Деятельность должна быть объективная, честная, тщательная, компетентная, конфиденциальная, поведение профессиональное.
Объективность — это отсутствие предвзятости, конфликта интересов. Не допускается влияние на профессиональную деятельность отношений или обстоятельств, оказывающих отрицательное воздействие на профессиональные суждения.
Честность — это открытость и правдивость в деловых отношениях, принятие верных решений при отрицательном воздействии. Важно игнорировать посторонние влияния, в сложных ситуациях действовать по собственному усмотрению.
Запрещено связывать себя:
- • с заведомо неверными утверждениями;
- • с небрежно предоставленной информацией;
- • с искаженными/пропущенными данными.
Если подобная связь выявлена, ее необходимо немедленно прервать, предоставить отчет.
Компетентность и тщательность — это:
- • постоянное поддерживание знаний и навыков, которые требуются для исполнения требований руководства компании/заказчика;
- • отслеживание изменений законодательства;
- • добросовестная работа/оказание услуг в полном соответствии с требованиями стандартов.
Профессионализм означает использование обоснованных суждений при применении знаний и навыков. Добросовестность — это работа в полном соответствии с трудовым договором или заданием. Для главного бухгалтера важно своевременно принимать меры по надлежащей профессиональной подготовки подчиненных. Обязательно уведомление заказчика/руководства компании об ограничениях, применяемых к услуге.
Оптимальный, правильный подход в этическим принципам
Все ситуации, которые могут стать причиной нарушения этики, невозможно предусмотреть. Условия заданий отличаются так же как меры предосторожности.
Концептуальный подход:
- • выявление угрозы;
- • объективная оценка;
- • применение приемлемых мер устранения.
Применение кодекса служит гарантией предотвращения ошибок в любой ситуации. Приемлемая степень ответных мер должна быть объективной, уместной, разумной, учитывающей конкретные обстоятельства и факты. Важно своевременно выявить взаимоотношения, несущие в себе угрозу. Оценка проводится с учетом количественных и качественных признаков. Если угрозу невозможно устранить, от предоставления услуги следует отказаться. При работе по трудовому договору необходимо поменять работодателя. Если проблему самостоятельно решить невозможно, нужно получить консультацию контролирующего органа.
Угрозы принципам этики:
- • личная заинтересованность;
- • отсутствие самоконтроля под воздействием суждений руководителя компании/заказчика;
- • заступничество в процессе внедрения позиции работодателя/заказчика после нарушения определенных границ;
- • тесное знакомство с руководителем компании/заказчиком, чрезмерное соблюдение его интересов;
- • угроза шантажа, мешающая принятию объективных решений.
Меры предосторожности определены нормативами и рабочей средой.
К первой группе относятся:
- • профстандарты;
- • требования, касающиеся уровню образования, опыту;
- • требования по повышению квалификации;
- • внутренний распорядок на предприятии работодателя;
- • особенности подхода к рассмотрению жалоб регулирующими органами и работодателем;
- • обязанность уведомления о нарушениях;
- • дисциплинарные воздействия контролирующих органов, руководства компании.
Способы решения этических конфликтов
Угрозы чаще всего возникают при предоставлении услуг нескольким заказчикам, интересы которых разительно отличаются, возникают противоречия. Другая распространенная ситуация — несоответствие интересов бухгалтера интересам заказчика/работодателя.
При принятии решения об использовании конкретного метода решения конфликта необходимо учесть:
- • факты;
- • принципы этики, относящиеся к конкретному конфликту;
- • требования внутренних нормативов;
- • меры предосторожности в конкретной ситуации;
- • возможность использования альтернативных мер.
Важно так же объективно оценить последствия применения нескольких методов. При затруднениях необходимо получить консультацию контролирующего органа или компетентных лиц работодателя. При предоставлении услуг заказчикам можно обратиться к аудитору, совету директоров, профильному юристу. Все принятые решения следует документировать. При невозможности достичь положительного разрешения конфликта следует отказаться от предоставления услуг работодателю/заказчику.
Потенциальные конфликты
Существуют ситуации, при которых интересы работодателя не совпадают с этическими принципами бухгалтера, он обязан принять меры предосторожности.
При наличии неявного или явного давления руководитель может заставить:
- • действовать с нарушением законом, нормативов;
- • нарушать профессиональные, технические стандарты;
- • использовать противозаконные, противоречащие этике способы получения доходов;
- • предоставлять недостоверные данные аудиторам, регулирующим органам;
- • искажать данные финансовой, налоговой отчетности.
Бухгалтер должен объективно оценить любую из этих угроз, получить консультацию юриста, принять меры предосторожности, применить процедуру, используемую в конкретной организации для решения подобных споров.
- Понедельник - пятница 9.00 - 19.00
- Суббота записаться по телефону
- Воскресенье записаться по телефону